Антон Челноков: от уличного артиста — до солиста «Цирка дю Солей»
Антон Челноков: от уличного артиста — до солиста «Цирка дю Солей»


Молодой артист цирка, которого лично благодарили королева Англии Елизавета Вторая, Билл Клинтон, Арнольд Шварценеггер, Брюс Уиллис, Джим Керри, Джанет Джексон и многие другие звезды Голливуда, — Антон Челноков – поставил в Москве свою версию продолжения легендарного романа Александра Беляева «Человек-амфибия». О том, почему Антон решил вернуться в Россию после головокружительного успеха в Цирке дю Солей, артист рассказал  в эксклюзивном интервью Exclusive Man’s View.

— Антон, Вы родились и выросли в цирковой семье, с детства участвуете в представлениях и исполняете главные роли. Можете немного рассказать о том, как все начиналось? Может, помните свои первые впечатления от этого яркого мира, в котором жила династия Челноковых?

— Все началось в конце 80-х, когда я со своей семьей отправился в составе одного из коммерческих цирков СССР на гастроли по США. На родине в те смутные времена цирковые артисты никому нужны не были, а тут вроде обещали неплохие деньги. Обещать-то обещали… Но организаторы внезапно растворились на американских просторах, прихватив с собой всё заработанное, реквизит и даже костюмы. Так 150 советских граждан и наша семья оказалась без копейки денег и без крыши над головой в чужой стране. Положение было отчаянным — ни квартиры, ни еды, ни денег… У нас остался последний доллар в кармане на который мы решили купить свечку в православном храме. Там отец познакомился с его настоятелем. Разговорились, тот предложил: «Поработайте-ка на свадьбе у моих знакомых. Денег не обещаю, но покормят точно». После выступления, нас усадили на почётные места за столом, а потом на дорожку дали столько еды, что хватило ещё на неделю, и конверт с собранными гостями деньгами. 300 долларов! Нам эта сумма показалась просто фантастической. Нежданное богатство мы потратили с умом: купили специальный уличный магнитофон, профессиональный ковёр для акробатов и гимнастические трико. Через несколько дней наша семья, получив разрешение на уличные выступления, отправилась на заработки. Успех пришёл мгновенно: на нас шли смотреть туристы и местные жители. И именно работая на улице, мы получили наш первый контракт на работу в казино Circus Circus в городе Рино штата Невада. Отработав там больше года, мы познакомились с импресарио из «Цирка дю Солей», который приехал к нам с предложением отправиться на гастроли по всему миру с новым шоу Saltimbanco.

У нашей семьи, наконец, началась нормальная жизнь. Мне как молодому артисту был положен персональный учитель, и я впервые в жизни сел за парту. Денег хватало и на жизнь, и на то, чтобы отложить на будущее. На представление приходили знаменитости: Элизабет Тейлор, Джон Траволта, королева Великобритании Елизавета… Каждый из них почитал за честь пройти за кулисы и познакомиться с нашей семьей. Я был особенно рад своему кумиру Арнольду Шварценеггеру и Биллу Клинтону. После выступления я ринулся к машине президента, мне наперерез — охранники, выхватывающие пистолеты, но глава США опередил телохранителей: «Я тебя узнал. Ты — Антон. Твой номер невероятный! Позволь представить мою дочь Челси». Из авто показалась кудрявая голова красной от смущения девочки… Мы все вместе сфотографировались и президент написал для меня на фотографии: «Для Антона Челнокова с наилучшими пожеланиями от Билла Клинтона». С этого и началась моя артистическая карьера, от уличного артиста — до солиста «Цирка дю Солей».

 

— Вы более 9 лет проработали в Цирке дю Солей. Можете провести нам небольшую экскурсию за кулисы? Много ли русских работает в труппе? Как долго готовят полноценное шоу? И почему Вы решили расстаться: все же Cirque du Soleil — это мировой бренд?

— За кулисами в Цирке дю Солей все сделано для удобства артистов, нам оставалось только думать о своем выступлении на сцене. Все организованно на высшем уровне: гримерные, где артисты сами рисуют себе грим (предварительно обучившись техникам нанесения макияжа), костюмерная (где работают 4 костюмера, которые стирают все костюмы после каждого шоу и ремонтируют, если они порвались), физиотерапия (где терапевты могут сделать тебе массаж, если что-то болит), зона для разминки, репетиций и фитнеса (где есть все необходимое оборудование) и зона релакса (с диванами, на которых можно отдохнуть во время шоу, смотря выступление других артистов в прямом эфире на мониторе, ожидая своего следующего выхода на сцену). Также отлично организована вся логистика: артисты живут в прекрасных отелях или апартаментах, их привозят и отвозят до шапито на современных и удобных автобусах, вкусно кормят на кухне, где каждый день повара готовят блюда разных стран мира (повара гастролируют, как и все артисты, техники и весь остальной персонал). Русских артистов в труппах шоу, в которых я работал, было процентов 20. Любое новое шоу готовят в собственной студии в Канаде, в городе Монреаль. В этой лаборатории по созданию шоу есть все необходимое для воплощения всех режиссерский идей. От создания любого реквизита и пошива невероятных костюмов до непосредственно превращения спортсмена, акробата, гимнаста или танцора в артиста Цирка дю Солей. С нами занималась большая команда профессионалов, ежедневно проводя разные интересные мастер-классы, чтобы мы были не просто артистами, а персонажами шоу.

Любое новое шоу создается примерно год. За первые полгода создаются все групповые номера из бывших спортсменов, а в остальные полгода уже приезжают все солисты, актеры, музыканты, певцы, и режиссер начинает ставить шоу. Поэтому каждый спектакль является уникальным произведением искусства высочайшего уровня. Ведь он создается настоящими профессионалами своего дела, которые работают, как единый слаженный механизм, ради одной цели.

Почему я все-таки ушел, будучи солистом лучшего цирка в мире? Все очень просто! Проведя там 9 лет и поучаствовав в создании 2х программ, я познал изнутри этот процесс, поработал с лучшими режиссерами и хореографами в шоу- бизнесе и впитал в себя их творческие методы. Получив колоссальный опыт и знания, я решил применить их в нашей стране. Окончив обучение в ГИТИСе у профессора М.И.Немчинского, я разработал свой собственный режиссерский стиль и захотел создать то, что до меня еще никто не делал и не видел.

 

Кстати, говоря о мировом уровне — что Вы думаете про развитие русского циркового искусства? Насколько мы современны? Или, возможно, мы идем по своему пути и не стараемся заимствовать западные технологии?

— В наше время всеобщей интеграции и космополитизма сложно сказать кто, что и у кого заимствует. Когда по всему миру во многих сферах ведущими специалистами являются наши соотечественники, как-то нечестно говорить о том, что мы вообще в чем-то можем быть несовременны. Другое дело, что эти таланты дарят себя не России, а тем странам, где им в данный момент комфортнее находиться. Вот и получается, что наши зрители с удовольствием смотрят привезенные из-за границы шоу, где большой частью команды являются русские. Даже как-то обидно. И за нашу публику, и за способных, креативных и деятельных ребят, которые не находят себе места на родине. У России сильные цирковые традиции и огромный потенциал, технические возможности на высоком уровне. Свободы не хватает: свободы мысли, смелости выйти за рамки привычного, придумать что-то, отличное от того, что уже с успехом продавалось когда-то и кем-то еще. И зрители, бывает, тоже с опаской относятся к чему-то непривычному, поэтому новым проектам, какими прекрасными бы они ни были, сложно выйти «в свет». Хочется верить, что как раз такая национальная черта, как любопытство, сможет исправить эту ситуацию. Тогда тем, кто создает качественные и принципиально новые вещи, будет проще реализовывать свои замыслы. По своему пути мы, конечно, идём, иначе и быть не может. И чем смелее будем, не оглядываясь ни на кого, проявлять свою собственную индивидуальность, тем скорее приучим нашу публику (и журналистов в том числе) не сравнивать, а просто гордиться.

 
— Ваше новое шоу, премьера которого состоится 30 октября в Московском Мюзик-Холле, называется «Человек-амфибия». Почему был выбран именно этот сюжет?

— Я выбрал именно этот сюжет потому, что это был мой любимый фильм в детстве. Я всегда мечтал дышать под водой, как Ихтиандр. Но мне всегда становилось грустно в конце фильма от того, что главный герой больше не мог дышать земным воздухом и поэтому влюбленным пришлось расстаться… Мне так не хватало в конце фильма надписи: «продолжение следует».

Но никто так и не сделал продолжения этой прекрасной легенды. А мне настолько нравился сюжет, герои и атмосфера этого произведения, что не хотелось, чтобы всё так печально заканчивалось. Ведь у любой истории, а тем более фантастической, обязательно будет оптимистичный финал, если стремление героев к счастью достаточно сильно. Вот я и создал свою версию продолжения легендарного романа Александра Беляева, только уже не на экране, а на сцене, и выраженную через язык человеческого тела, пластики и вокала.

 

— В описании шоу сказано, что это принципиально новое слово в российском цирке. В чем именно новизна и уникальность?

— Во-первых, сама сценическая форма: это симбиоз разных жанров, гармонично переплетающихся и создающих волшебство, в которое зритель любого возраста верит, попав на несколько часов в невероятно красивый сказочный мир. Мой подход к созданию этой постановки больше присущ театру, чем цирку: выверено и оправдано каждое действие на сцене, четко выстроена и досконально продумана сюжетная линия, в мельчайших деталях проработаны все персонажи. Получился стильный и эффектный спектакль на грани цирка, театра, мюзикла и высокого искусства.

Во-вторых, актеры взаимодействуют не только друг с другом, но и с красочной проекцией. Но даже уже привычная и всеми используемая проекция у нас необычная, так как видео контент переносит зрителей не в цифровую паутину или в пиксельный калейдоскоп, а в завораживающие природные пространства. Под каждый номер были созданы спецэффекты, позволяющие окунуться в 3D-атмосферу. В постановке задействованы уникальные артисты разных жанров, поэтому каждый пришедший сможет насладиться виртуозной техникой исполнения номеров. И кроме нестандартного подхода к постановке, высочайшего уровня исполнения и стильного оформления, мы можем удивить еще и технической сложностью. Так, для исполнения главного номера Гуттиэре, премьера которого состоялась в Лас-Вегасе, в аквариум заливается более 1000 литров воды. Сценическое действие дополняют живой вокал и звуки перкуссии с использованием эффект-машин, благодаря которым девушка сможет петь мужским голосом, а зал заполняться голосами сирен.

 

— Вы планируете показы шоу в других городах или странах?

— Да, мы планируем гастроли шоу по другим городам России, Европы и Азии.

 

— Несмотря на то, что в шоу «Человек-амфибия» принимают участие несколько десятков человек, основную роль — и на сцене, и за ее пределами — исполняете именно Вы. Откуда Вы черпаете энергию?

— Энергию я черпаю в путешествиях в теплые страны или в горы. Я очень люблю поваляться на белоснежном песочке, впитывая теплые солнечные лучи в Тайланде. Позагорав, встаю на доску и катаюсь на кайтсерфе. А в дни безветрия надеваю гидрокостюм, акваланг и ныряю на глубину 20 метров, наслаждаясь красотой подводного мира и его обитателей, представляя себя Ихтиандром. Зимой очень люблю Альпы, где я дышу свежим горным воздухом, катаюсь на сноуборде, слушая музыку, и летаю рядом с птицами на параглайде. Так я заряжаюсь энергией и позитивом на весь год.

Вдохновляет меня посещение театра, мюзиклов, интересных выставок и музеев. Каждое лето я стараюсь посетить максимальное количество спектаклей, которые приезжают в Москву на Чеховский фестиваль. Но главным моим кумиром является Джеймс Тьерри — внук Чарли Чаплина. Я не пропустил ни одного его шоу, и он по-настоящему меня творчески вдохновляет, приезжая со своими новыми постановками. Но еще я черпаю энергию и вдохновение в самом творчестве. Придя на репетицию после бессонной ночи в работе над видеопроекцией, решив кучу побочных вопросов и выслушав гору не самых радующих новостей, я включаю мною же отредактированную музыку, начинаю пробовать что-то, увлекаться, создавать, собирать разрозненные кусочки цветного пазла в структурированную и красивую картинку, сам же ею любуясь. Это как родник, из которого ты сам напиваешься и всем вокруг даришь вдохновение и силы.