NO SHNUR NO PARTY (с)
NO SHNUR NO PARTY (с)


«Девчонки! Не знаю, как все остальные, я с вами!»

Прошёл, наверное, самый нервный день весны – 8 марта. Мужчины могут спокойно выдохнуть – мы пережили это! Действительно, только в России лёгкий праздник можно сравнить с жизненно опасной операцией. А всё почему? Виноват менталитет: надо поздравить всех знакомых дам, подруг, их подруг… А если кого забудешь, то тебе это припомнят! Ещё и с подарком каким-то чудесным образом надо угадать! Вообще встречать весну было бы проще, если бы не 23 февраля – надо как-то отблагодарить за носки и бритвы… Но один настоящий русский мужчина не пасует перед обычаями и умеет по-настоящему понимать и уважать дам, несмотря на свою суровую дерзкую «оболочку», – это Сергей Шнуров.

 

 «А я вот день рождения не буду справлять…»

За день до 8 марта группировка «Ленинград», вопреки утверждению в своей праздничной песне, открыла юбилейный тур «20 лет на радость!» выступлением в СКК в Санкт-Петербурге. Сергей Шнуров со своей энергичной бандой взорвал не только «килограммы женского тротила», но и, однозначно, повысил уровень и без того зашкаливающего тестостерона в зале. Кстати, в Москву «Ленинград» приедет 13 июля, но с билетами уже надо поторопиться.

 

Третье десятилетие ансамбль по-разному затрагивает самые болезненные струны человеческой души, причём не только русской. У группировки есть песни на все случаи жизни: уехала ли от тебя жена в отпуск, или она опять спустила все деньги на бесполезные шмотки. Сергей во время выступления неоднократно поздравлял женщин с их днём, как бы скромно отодвигая на второй план круглую дату группировки. «Мальчики, не тяните ручки б**ть, не ваш праздник», – с этими словами музыкант приблизился к фан-зоне с огромным букетом красных роз и песней «Самая любимая». Уже на следующий день он «запостил» в Инстаграм видео с концерта и подписал: «Женщин я люблю! Всегда!». Сильной же части публики Шнур дал небольшой совет под песню «Баба не моего масштаба»: «Надо помнить, что эта песня о синице в руке. Маленькая птичка, небольшая. Журавль ведь – всегда в небе, а синичка – она в руке».

 

 

В Питере тире петь!

Перед концертом в воздухе, так сказать, витал особый резкий «флёр». Чувствовалось, что питерцы и гости культурной столицы хорошенько подготовились. Ну, а если кто не успел, у того была возможность исправить эту оплошность в антракте. Да-да, в антракте. Творчество «Ленинграда», каким бы вульгарным и пошлым, на первый взгляд, оно не казалось – особое направление в искусстве, со своими постулатами и мировоззрением, причём в искусстве не только музыкальном. Но об этом чуть позже.

При входе в зал уже были слышны тихо играющие минусовки группы в более-менее лирической обработке. Затем, спустя полтора часа от заявленного в билетах времени, начались танцы. Нет, вышли не сами исполнители, а их музыканты, чтобы разогреть уже итак превеселую толпу. Наконец, еще через 40 минут, долгих, но уже менее утомительных, зажглись огромные экраны, и на сцене появилась группа в полном составе.

 

«Ленинграда» шоу – кто сюда пришел, тому хорошо!» – композиция, открывающая, выражаясь культурно, первый акт концертного действия, кратко и метко описывает душевное состояние абсолютно всех в зале. Возраст, внешний вид, социальный уровень… в зале были ВСЕ: и мужики в тельняшках, и девочки на «лабутенах», и дамы в вечерних платьях, и с начесом на голове. «Если б я ругался матом, я сказал бы… браво!»благодарил исполнитель своих фанатов за бешеную энергетику. Старожил ансамбля Александр «Пузо» Попов, новые солистки Василиса и Флорида, сам Сергей пели на разрыв связок, делая небольшие перерывы в концерте. Чтобы не терять за это время взаимосвязь с публикой, Шнур не обходился без юмора:

 

«Как показывает статистика (статистика – это наука, это не я), кто всю песню просветит своим мобильным телефоном, у того завтра будет самый ах***  секс в его жизни! Это статистика, ребята, просто статистика!».

 

Выхода на бис не было – его «сымитировали» заранее, чтобы не было лишнего пафоса.

«Много народу пришло всё-таки. Я вот тоже нашёл время, чтобы выйти на сцену. Спасибо всем, ребята!» – так Сергей Шнуров завершил праздничный перфоманс ансамбля.

Впечатления от концерта у публики неоднозначные. «Куда-то ж надо ходить, а не дома сидеть!», – сказал один молодой человек. «Всё хорошо, но организацию я не понимаю», – поделился своими впечатлениями 40-летний мужчина. Женщина в чёрном платье, очень похожая на умудренную опытом героиню из клипа «Баба-бомба», только ещё и в очках, с кем-то радостно делилась по телефону: «Он такой классный вообще!!!». После концерта толпа с шарами в руках двинулась в метро и еще там продолжала петь. Одна женщина на эскалаторе попросила сфотографировать фирменную эмблему группировки на шарике: она обещала принести что-то своему сыну с концерта, но возвращается домой с пустыми руками. Счастью её не было предела, когда заветный шарик остался у неё в руках. Сыну, кстати, 13 лет. И он уже поклонник Шнурова. Хорошо это или плохо, судите сами.

 

«Всё это рейв!»

Мы зависим от стереотипов и хорошо осознаем их абсурдность. Но «Ленинград » – это стереотип во всей его красе. Этот правдивый шаблон вбирает в себя всё то, чем люди так схожи между собой.

«Чем хотите, тем машите», – призывает солист к свободе, воле и разгулу многогранную русскую душу. Однако зрители на концерте делились ровно на 2 типа: привыкшие к подобной обстановке петербуржцы и люди, попавшие туда впервые и пребывающие в культурном шоке от происходящего, в том числе иностранцы. К примеру, где-то в центре фан-зоны можно было слышать немецкую речь и наблюдать изумлённые лица с выпученными от восторга глазами. Гости северной столицы судорожно хватались за камеры, как только на экранах появлялся огромный российский флаг, матрёшки или солистки, Василиса Старшова и Флорида Чантурия, в триколорных платьях. Этот почти исторический момент, когда бывшие советские противники пришли на «Ленинград», подтверждает: где-то глубоко в душе каждый похож на русского.

 

«Фитнес-тренер Шнур и его братва, поехали!»

Несмотря на свой образ не самого порядочного зожника (как говорится в песне, «зож – это …»), Сергей, как и все члены его многочисленной группировки, находится в отличной форме. На сцене «Ленинград» отдаётся по полной: каждый в банде отрывается так, будто весь зал смотрит только на него. От питерского позитива у Василисы даже лопнуло платье, что порадовало публику. Молодёжи и более зрелым зрителям остаётся только позавидовать такой энергичности, выносливости и физической подготовке. В течение концерта Сергей не один раз позаботился о том, чтобы у его «независимых физкультурников» были прокачаны не только руки, которыми он призывал прихлопывать ему в такт под каждую песню, но и ноги, спина, шея и другие части тела. Можно сказать, СКК превратился в огромную качалку:

 

«Ребята, кто постарше, не надо включать спину, спину, блин, берегите! Кто помоложе — с амплитудой! Всё, поехали!»

 

«Не филоньте! Машем руками, хлопаем! А то уйдёте вот с такими животами после нашей б**ть тренировки… Поехали, поехали!»

 

«Ну, что такие ножки слабые, е*** карась!»

 

«Смотрите: вот для того, чтобы кровь прилила к голове, надо присесть. Присели все! И потом резко, никого не толкая, присаживаемся. Музыканты, все присели. Гости группы, присели все. Звукачи, присели все. Все присели! Фотографы, секьюрити! И, как только я запою, все вскочем!»

 

Кстати, жена Сергея, Матильда Шнурова, имеет самое прямое отношение и к искусству, и к спорту одновременно – она занимается балетом в собственной школе «Айседора» в Санкт-Петербурге. Матильда, как и ее муж, пытается приобщить к искусству каждого желающего. «Комплекция и возраст значения не имеют», – гласит девиз студии. Наверное, балет и помогает девушке поддерживать потрясающую форму и оставаться хрупкой статуэткой после гастрономических путешествий по мишленовским ресторанам. Ведь это ей необходимо для получения новых кулинарных впечатлений и улучшения меню в «Кококо», – все знают, что Матильда преуспевает и в ресторанном бизнесе.

 

«Водил меня Серега на выставку… Сереги»

В этом году «старый металлист, тусовщик и стиляга» Сергей отмечает двойной профессиональный юбилей: не только 20-летие группы, но и 10-летие провозглашённого им же направления – брендреализма. Вот уже месяц, как в крупнейшем частном музее современного искусства России проходит выставка «Ретроспектива брендреализма» Шнурова, популярного музыканта, но малоизвестного художника. В отличие от других деятелей искусства, Сергей не настаивает на том, что каждый должен прийти и увидеть его творения: «Кому интересно – приходите, кому неинтересно – ни в коем случае не приходите сюда, здесь вы ничего не увидите, потому что вам уже с*ка не интересно». Для тех, кому все-таки интересно, есть приятная новость: 13 марта в «Эрарте» состоится творческая встреча с автором выставки. Готовьте вопросы и смартфоны для селфи.

 

«Художник с большой буквы Х»

«Жизнь перестала быть экзистенциальной проблемой», – серьёзнейший недостаток  нашего времени, с которым борется художник Шнуров. По его мнению, брендреализм привёл к искажению реальности, утере самоидентификации и замещению настоящих человеческих чувств эмоциями из телевидения и виртуальной среды.

 

“Согласно постулатам брендреализма, человек XXI века окружён не чистыми явлениями, а лишь продуктами-брендами, сгенерированными искусственно. Он одевается в бренды, питается брендами, передвигается на брендах. Сам того не замечая, он выбирает их объектами своего поклонения”, – Дмитрий Озерков (российский искусствовед, куратор, заведующий Отделом современного искусства Государственного Эрмитажа, руководитель Проекта «Эрмитаж 20/21”).

 

Каждый экспонат выставки демонстрирует критическое отношение к искусству, брендам, упрощённым общественным клише. Хотя на главном стенде в зале экспозиции написано, что «искусство брендреализма не должно быть красивым; не должно нести ни добра, ни зла; не обязано быть парадоксальным; не претендует на изысканную ироничность», трезвая ирония и порой даже сарказм здесь определённо чувствуются. Но с одним поспорить невозможно: это искусство действительно никому ничем не обязано и никому ничего не должно. Брендреализм абсолютно свободно переосмысляет надутые излишней серьёзностью постулаты общества.

 

 

«Мы за всё хорошее!»

«Само торжественно-сакральное понятие «творчество» обернулось сегодня очередным статусным брендом», – пишет Дмитрий Озерков, и это, можно сказать, касается и творчества «Ленинграда». Сергей как человек, лучше всех осознающий проблему брендреализма, сам является человеком-брендом, появляющимся уже не только на музыкальных площадках, но в музейных залах. Питерский философ, стиляга и вольный художник находится сейчас в самом расцвете сил. От прежнего «алкоголика и придурка» остаётся все меньше и меньше. Не зря в русской пословице 19 века говорится, что Москва – сердце России, а Петербург – голова.

Ленинград, Санкт-Петербург или, как говорил Шнуров, «Пи-тер-бух» – называйте этот город, как хотите. Но, видя состояние местного народа на концертах «Лениграда», понимаешь – это самый настоящий «крик русской души», и каждый раз далеко не последний.

 

#мутныйум

 

Эда Адал